Рус Бел En

Администрация Московского района г.Минска

220036, г.Минск, пр. Дзержинского 10.

Тел. (+375 17) 260-63-96,

факс +375 17 368-14-07

admmos@minsk.gov.by

не используется для направления электронных обращений граждан и юридических лиц. Реализовать данную возможность можно только посредством государственной единой (интегрированной) республиканской информационной системы учета и обработки обращений граждан и юридических лиц обращения.бел.
ВНИМАНИЕ
перед подачей электронного обращения по вопросам защиты прав потребителей через обращения.бел просим рассмотреть возможность предварительно обратиться в отдел торговли и услуг администрации по телефонам: +375 17 368-80-49, +375 17 258-30-82, +375 17 263-97-69

Написали заявление в милицию о привлечении предполагаемого правонарушителя к административной ответственности, но по результатам проведенной проверки дело об административном правонарушении прекращено без привлечения виновного к ответственности? Как обжаловать в прокуратуру постановление о прекращении дела об административном правонарушении, каков порядок рассмотрения такой жалобы и какие решения по жалобе вправе принять прокурор – рассмотрим в настоящей статье.

При наличии поводов и оснований начинается административный процесс. Чтобы установить, имело ли место правонарушение, виновность конкретного лица в его совершении, а также иные значимые обстоятельства для правильного разрешения дела, органу, ведущему административный процесс, необходимо осуществить соответствующие проверочные мероприятия, то есть провести подготовку дела об административном правонарушении к рассмотрению. 

Справочно.

В действующем законодательстве ведение административного процесса относится к компетенции около 70 государственных органов. Чаще всего проверки в рамках административного процесса проводятся должностными лицами органов внутренних дел.


По общему правилу подготовка дела об административном правонарушении к рассмотрению должна быть осуществлена не позднее десяти суток со дня начала административного процесса. Заканчивается подготовка дела либо составлением протокола об административном правонарушении, либо прекращением дела об административном правонарушении при наличии установленных законом оснований.

Во втором случае орган, ведущий административный процесс, выносит постановление о прекращении дела об административном правонарушении (далее – постановление о прекращении дела), которое вступает в законную силу с момента его вынесения. Чаще всего дело об административном правонарушении прекращается в связи с недоказанностью вины определенного лица в совершении административного правонарушения.

Законодательством предусмотрена возможность обжалования постановления о прекращении дела – вышестоящему должностному лицу, в вышестоящий государственный орган, в суд или прокурору.

Прокуратура Республики Беларусь является единой и централизованной системой органов, осуществляющих от имени государства надзор за точным и единообразным исполнением на территории Республики Беларусь нормативных правовых актов, в том числе при ведении административного процесса. Не редко с целью защиты своих прав и восстановления справедливости граждане обращаются именно в прокуратуру, ссылаясь на имеющиеся у прокурора широкие полномочия и авторитетный статус названного государственного органа, призванного обеспечивать защиту каждого человека от противоправных посягательств.

В прокуратуру Московского района города Минска поступают жалобы, в которых граждане и представители организаций выражают несогласие с выводами, содержащимися в постановлении о прекращении дела, и требуют защитить их законные интересы путем отмены данного постановления. Например, за 2016 год в прокуратуру района поступило 115 жалоб на постановления о прекращении дела об административном правонарушении.

Прокуратурой Московского района в пределах своих полномочий принимаются все возможные меры по восстановлению нарушенных прав и законных интересов заявителей при одновременном недопущении ущемления прав иных участников административного процесса.

Жалоба на постановление о прекращении дела об административном правонарушении, вынесенное по окончании подготовки дела, может быть подана в течение пятнадцати дней со дня вынесения такого постановления. В случае пропуска указанного срока без уважительной причины жалоба оставляется без рассмотрения по существу.

Например, в феврале 2017 года в прокуратуру Московского района поступила жалоба гражданина М., в которой он выражает несогласие с прекращением УВД администрации Московского района г.Минска дела об административном правонарушении. Изучением материалов проверки, проведенной УВД администрации района, установлено, что копию указанного выше постановления гражданин М. получил в октябре 2016 года, о чем имеется соответствующая запись на содержащейся в материалах проверки копии уведомления о прекращении проверки. При этом в данном уведомлении гражданину разъяснен порядок и сроки обжалования решения, принятого УВД администрации Московского района.

Учитывая, что в большинстве случаев привлечение к административной ответственности возможно не позднее двух месяцев со дня совершения административного правонарушения, необходимо бережно относиться к предоставленной законодателем возможности обжалования решения органа, ведущего административный процесс, не затягивать сроки обжалования.

Каких-либо специальных требований к форме и содержанию подаваемой жалобы в законодательстве не предусмотрено. В жалобе необходимо отразить: кому она адресована, кто является заявителем, решение какого органа либо должностного лица обжалуется, требования заявителя и его подпись. При этом следует указать обстоятельства, свидетельствующие об обоснованности требований, а также доказательства, подтверждающие их. Так, к жалобе могут прилагаться документы, позволяющие подтвердить изложенные в ней доводы.

Жалоба на постановление о прекращении дела рассматривается в пятидневный срок со дня ее поступления. При проведении проверки по жалобе прокурор реализует полномочия, предоставленные, прежде всего, ст.2.15 Процессуально-исполнительного кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, а также ст.27 Закона Республики Беларусь от 08.07.2007 № 220-З «О прокуратуре Республики Беларусь».

Рассматривая жалобу, прокурор проводит необходимые проверочные действия, например: истребует материалы дела об административном правонарушении для их изучения, получает необходимые объяснения от заявителя, должностных лиц органа, ведущего административный процесс, и иных лиц. При проведении проверки прокурором изучаются не только обстоятельства, о которых сообщает заявитель, но и в целом анализируется законность всех действий и решений должностных лиц органа, ведущего административный процесс.

По результатам проверки, проведенной в связи с поступившей жалобой, прокурор принимает одно из следующих решений: 1) оставляет жалобу без удовлетворения; 2) удовлетворяет жалобу полностью или частично; 3) отменяет постановление о прекращении дела и направляет материалы на новую подготовку дела к рассмотрению. Кроме того, в случае выявления нарушений законодательства при ведении административного процесса прокурор вправе привлечь должностное лицо к дисциплинарной или иной установленной законом ответственности, а также принять иные меры прокурорского реагирования.

Копия решения по жалобе в течение трех суток высылается лицу, подавшему жалобу. В практике прокуратуры Московского района имелись случаи, когда жалобы подавались гражданами, не имеющими определенного места жительства. В таких случаях копии решений по жалобам не направлялись почтовой корреспонденцией, а выдавались заявителям лично на руки.

Постановление о прекращении дела отменяется прокуратурой района, если указанное решение является незаконным и необоснованным, в том числе, когда необходимые обстоятельства в ходе проведения проверки при ведении административного процесса выяснены не полностью, и для решения вопроса об отсутствии либо наличии состава административного правонарушения требуется проведение дополнительных проверочных мероприятий.

В случаях признания жалобы обоснованной прокуратурой района в целях проведения всесторонней, полной и объективной дополнительной проверки активно используется право дачи органу, ведущему административный процесс, письменных указаний по делу об административном правонарушении, в том числе с учетом доводов и доказательств, представленных заявителем.

Так, в УВД администрации Московского района 19.12.2016 поступило сообщение гражданки С. о том, что Л. умышленно повредил имущество организации. По результатам проведенной проверки участковым инспектором милиции УВД администрации Московского района К. 26.12.2016 вынесено постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Указанное постановление отменено прокуратурой Московского района 13.01.2017 и материалы дела направлены на дополнительную проверку. В ходе дополнительной проверки собраны достаточные доказательства виновности лица в совершении правонарушения, предусмотренного ст.10.9 Кодекса Республики Беларусь об административных правонарушениях, в результате чего 16.02.2016 постановлением суда Московского района г.Минска на виновное лицо наложено административное взыскание в виде штрафа.

В заключение необходимо отметить, что действующее законодательство наделяет прокурора широкими полномочиями по осуществлению надзора за законностью ведения административного процесса, а процессуальный статус прокурора позволяет объективно и своевременно отменять незаконные постановления о прекращении дела об административном правонарушении в целях максимальной защиты прав и законных интересов граждан.