Компьютерная зависимость – пристрастие к занятиям, связанным с использованием компьютера, приводящее к резкому сокращению всех остальных видов деятельности и ограничению общения с окружающими.
Виды компьютерной зависимости:
- Сетеголизм.
Человек постоянно пребывает в сети интернет. Может находиться в просторах виртуальной паутины по 14 часов в сутки. Занят общением в социальных сетях, просмотром новостных лент.
- Игромания.
Чрезмерное увлечение играми. С помощью ролевых компьютерных игр можно уйти от реальности, перевоплотиться в какого-то персонажа.
- Неролевые компьютерные игры.
Основная цель данных игр — набор очков и прохождение этапов. К ним относят все варианты карточных рулеток, игровых автоматов, аркады.
- Шопоголизм.
Это зависимость от покупок через интернет. Психологи относят этот феномен к разновидности аддиктивного поведения. У человека ярко выражено желание оформить заказ на что-либо, пусть даже совершенно ненужное.
- Работолизм.
Пристрастие к выполнению своих профессиональных обязанностей с помощью современных гаджетов.
- Аддикция отношений.
Перенос реального общения и романтических отношений в компьютерную среду.
Признаки компьютерной зависимости:
- подъем настроения после использования компьютера;
- отсутствие контроля и постоянное увеличение времени пребывания за компьютером, умалчивание или вранье на счет его количества, проведенного за компьютером;
- пренебрежение личной гигиеной;
- невыполнение домашних обязанностей;
- сокращение времени общения с близкими и друзьями в пользу времени проведения за компьютером;
- ухудшение настроения, раздражение при обстоятельствах, мешающих использовать компьютер.
Причины возникновения компьютерной зависимости:
- отсутствие навыков самоконтроля;
- неумение самостоятельно организовывать свой досуг;
- отсутствие или недостаток общения и теплых
эмоциональных отношений в семье;
- отсутствие друзей;
- неумение ребенка выстраивать общение с окружающими;
- незнание правил психогигиены взаимодействия с компьютером;
- стремление уйти от трудностей реального мира в виртуальный мир;
- низкая самооценка и неуверенность в своих силах;
- желание ребенка быть «как все» его сверстники, подражать им;
- отсутствие у ребенка серьезных увлечений, интересов, хобби, привязанностей, не связанных с компьютером;
- общая неудачливость ребенка;
- склонность подростков к быстрому «впитыванию» всего нового, интересного.
Профилактика компьютерной зависимости:
- Ограничить время нахождения ребёнка за компьютером.
2.Правильно организовать досуг ребенка, занять его полезными делами, чтобы не осталось времени на игры.
- Записать ребенка в кружки и секции по интересам. Внешкольные занятия помогают обрести любимое дело, хобби.
- Расширить кругозор ребенка. Найти для него интересную литературу.
5.Приобщить его к спорту. Физические нагрузки помогают бороться с накопившимся стрессом. К тому же это полезно для здоровья и общего самочувствия.
6.Узнать больше о круге общения ребенка. Если его друзья увлекаются компьютерными играми, вероятно, такой же интерес возникнет у подростка. Но не стоит запрещать общаться подростку с его друзьями, так как это только ухудшит ситуацию.
7. Проводить с ребенком больше свободного времени. Организовать общий для всей семьи интересный досуг.